Головка блока цилиндров служит опорной поверхностью для клапанного механизма, в комплект которого входят коромысла клапанов, оси клапанных коромысел, клапанные пружины и штоки, толкатели клапанов, а иногда и распределительный вал. Головка блока также выполняет функцию верхней части камер сгорания цилиндров, удерживая образовывающиеся в цилиндрах выпускные газы и давление, нагнетаемое при сжатии топливной смеси.

Прокладка между блоком цилиндров и головкой блока цилиндров представляет собой металлическое компрессионное уплотнение, обеспечивающее герметичность и способное противостоять высоким температурам. Тем не менее при эксплуатации автомобиля прокладка головки блока цилиндров может износиться, прогореть или повредиться иным способом. Результатом выхода из строя прокладки головки является снижение эксплуатационных характеристик двигателя, его перегрев и другие проблемы.

* Переведите рычаг переключения передач в положение парковки или нейтрали и установите стояночный тормоз. Поднимите крышку капота. Запустите двигатель с целью прогреть его до нормальной рабочей температуры. Попросите своего помощника несколько раз нажать педаль акселератора, чтобы увеличить скорость вращения двигателя, а сами обойдите автомобиль и посмотрите, в каком виде выпускные газы выходят из выхлопной трубы. Появление белого дыма или выбросы воды (или пара) из трубы – это очевидный признак попадания охлаждающей жидкости в камеру сгорания. Самым вероятным виновником этого является прокладка, поврежденная на участке каналов для охлаждающей жидкости.

* Подойдите к передней части автомобиля, обязательно дав двигателю остыть, снимите крышку радиатора и открутите крышку расширительного бачка. Попросите помощника запустить двигатель и довести его температуру до нормального рабочего значения. Дайте помощнику указание «поиграть» со скоростью вращения двигателя, то повышая, то понижая число его оборотов. Проверьте внутреннюю часть радиатора и расширительный бачок. Обнаружив пузырьки, пену или услышав журчание жидкости, доносящееся из горловины бачка, можно делать вывод о попадании отработавших газов в систему охлаждения из-за прохудившейся прокладки.

* Проверьте качество воды (охлаждающей жидкости) в радиаторе у заливной горловины или в расширительном бачке. Если вода кажется мутной, приобрела темно-желтый цвет, это говорит о том, что в каналы водяной рубашки попало масло. Иногда охлаждающая жидкость может пениться и по консистенции напоминать молочный коктейль.

* Убедитесь, что автомобиль оснащен датчиком температуры или индикатором на приборной панели, который сообщает о перегреве. Если двигатель перегревается при нормально работающих вентиляторах, водяной помпе, радиаторе и датчике температуры, это может говорить о том, что поступающие через прогоревшую прокладку головки газы нагревают каналы с охлаждающей жидкостью.

* Прислушайтесь, не доносятся ли из моторного отсека нехарактерные звуки. «Хлопающий» звук может появляться при повышении числа оборотов двигателя. Сочетание шипящего звука и характерных хлопков является признаком прогорания прокладки головки блока цилиндров около камеры сгорания, вследствие чего отработавшие газы вырываются через прокладку по наружному краю.

* Достаньте масляный щуп и проверьте качество масла на нем. Коричнево-белый или желтый цвет масло приобретает при попадании в него воды вследствие пробоя прокладки в районе маслопровода и водяной рубашки.

* Подключите вакуумметр к хорошему источнику разрежения, как например, точки подсоединения вакуумного шланга корпуса дроссельных заслонок, дистрибьютора или клапана вентиляции картера. Рекомендованные значения разрежения в двигателе указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Чрезмерно повышенное значение разрежения указывает на подсос воздуха вследствие повреждения прокладки головки блока цилиндров.

* Отсоедините высоковольтные провода от катушек. Снимите катушки зажигания при помощи подходящего гаечного ключа. Поочередно вставьте компрессионный манометр в цилиндры. Попросите своего помощника 7-8 раз нажать педаль акселератора. Снимите показания. Рекомендованные значения компрессии в двигателе указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если значение компрессии в каком-либо цилиндре составляет менее 2.1 килограмм силы на квадратный сантиметр, знайте, что все дело в прогоревшей прокладке головки блока цилиндров. Выкрутив свечи зажигания, их обязательно следует проверить на предмет образования коричневого или белого налета на электродах. Наличие налета говорит о попадании воды в цилиндры через прокладку головки блока цилиндров или трещины, образовавшиеся в головке блока или в самом блоке цилиндров.