Как проверить термостат
Из двигательного отсека повалил пар, и стрелка температуры на панели зашкалила. Ну вот.
Как минимум шлифовка головки блока обеспечена. Не самая дешёвая процедура. А из-за чего это случилось? Причин, может быть три. Вытекла охлаждающая жидкость из системы, не работает помпа или сломался термостат. Первые две причины, темы для других статей, а мы с вами научимся контролировать работу термостата.
Термостат на Газель
Как определить такую неисправность на автомобилях ГАЗ
Вне зависимости оттого, какая перед нами модель, способ проверки практически одинаков, даже на Газели некст. Это определяется только на ощупь. Пробуя рукой состояние радиатора и нижнего патрубка, после запуска мотора, можно проверить циркуляцию охлаждающей жидкости. Однако нужно помнить, похожие признаки и при неисправности водяного насоса (помпы), поэтому сейчас, мы поэтапно рассмотрим порядок выявления дефекта термостата.
Диагностика неисправности карбюраторных ГАЗов
Рассматривать будем систему с электрическим вентилятором охлаждения, так как принудительное охлаждение двигателя постоянно вращающимся вентилятором, в принципе не отличается в диагностике, а встречается сейчас крайне редко. Итак, алгоритм для автомобилей с карбюраторным двигателем.
Снять провода с датчика включения вентилятора, на радиаторе охлаждения.
Включить зажигание, и перемкнув провода датчика, убедится в исправности вентилятора.
Проверить наличие охлаждающей жидкости в радиаторе.
Запустить двигатель, прощупывая боковую и нижнюю часть радиатора. Если началось закипание, а боковина и низ радиатора холодные, заглушите двигатель и принудительно включите вентилятор замыканием проводов датчика.
Принудительно включать вентилятор, вам необходимо, чтобы охладить, и избежать заклинивания мотора. Ну а то, что радиатор не нагрелся, обозначает, что нарушена циркуляция в системе охлаждения. То есть или не рабочий термостат, или отказала помпа. Если термостат исправен, через 5 или 7 минут, радиатор начнёт резко нагреваться сверху вниз.
Как проверить термостат на автомобиле ГАЗ с инжекторным мотором
Немного проще алгоритм проверки на автомобилях, оборудованных ЭСУД (Электронная система управления двигателем).
Проверить наличие О/Ж (охлаждающей жидкости) в радиаторе.
Запустить двигатель.
Сразу рукой прощупать нижнюю и среднюю боковые части радиатора. Периодически прощупывая дождаться срабатывания вентилятора охлаждения. При включении вентилятора заглушить двигатель
Так же, как и на карбюраторных моделях, холодный радиатор скажет вам о нарушении работы системы охлаждения. Да, то же самое, помпа или термостат.
Последняя проверка на разных моделях
Верхняя часть термостата с клапаном, для инжекторных автомобилей
Окончательный вердикт
Итак, уважаемые читатели, мыс вами точно знаем что нормальной циркуляции О/Ж через радиатор нет. Теперь нам с вами надо окончательно убедиться, что это вина термостата. Действовать будем следующим образом. В первую очередь сольём с радиатора и двигателя жидкость.
Делать это лучше на остывшем моторе. Просто из соображений техники безопасности, ведь у вас нет желания, кроме ремонта машины, ещё и лечить ожоги?
Итак, слив О/Ж демонтируем термостат. На 8 клапанном моторе снимаем его целиком, а на 16 клапанном только верхнюю часть с клапаном.
Кипячение
Ну а теперь окончательный приговор. Находим подходящую ёмкость и наполняем водой комнатной температуры. Очень неплохо использовать термометр, способный показать нагрев воды до 100 градусов. Хотя если учесть что вода закипит при 95, это не такая уж необходимость.
Начальный момент можно увидеть визуально.
Опустим термостат, или головку с клапаном в воду и поставим на электроплитку. Кипятить на ней удобней потому, что она даёт равномерный нагрев, и наблюдаем за нашим «пациентом». Если есть термометр, то при нагреве воды до 75 градусов, исправный термостат, прямо на глазах начнёт открывать клапан. Это прекрасно видно невооружённым глазом. Нужно дождаться закипания и извлечь термостат.
Если клапан не открылся, или открылся не до конца, всё, с ним можно попрощаться.
Важно! Учитывая качество новых запчастей, купленный в магазине новый термостат стоит тоже подвергнуть процедуре проверки кипячением. Во избежание, так сказать, и только после этого ставить его на свой автомобиль.
Неисправности термостата
Самой распространённой неисправностью этого устройства является залегание клапана. Кроме этого, может быть только механическая поломка, например, от удара корпуса. Причины неисправности клапана, по сути, тоже всего две.
Образование накипи на стенках термостата
Износ (изначально плохое качество) пружины клапана.
При любой из этих проблем, запорная крышка клапана не открывается, и охлаждающая жидкость продолжает оставаться в рубашке охлаждения двигателя. «Рубашкой мотора» или двигателя — называется система каналов прохождения охлаждающей жидкости в самом двигателе. Не получая охлаждения в радиаторе, она закипает.
Что делать с неисправным термостатом
Ничего, его стоит только менять. Ремонту он уже не подлежит, и не такая это дорогостоящая деталь. Кстати, на 16-и клапанных двигателях, термостат удобен тем, что он разборный, и поменять можно отдельно сам клапан.