Технические характеристики и качество амортизаторов являются важным критерием при выборе автомобиля. Подбор амортизаторов тюнинговыми ателье позволяет при относительно небольших затратах качественно изменить характер поведения машины на дороге. Так, замена штатных амортизаторов отечественных автомобилей на продукцию известных амортизаторных брендов способна добавить управляемости и комфорта нашим машинам. Какие они бывают рассмотрим подробнее.Существуют несколько типов и видов амортизаторов, отличающихся конструктивными особенностями и техническими характеристиками. В начале автомобильной эры машины не имели амортизаторов - за плавность хода отвечали рессоры. Раскачка кузова гасилась за счет трения рессорных стальных листов друг о друга. Плавность хода и управляемость оставляла желать лучшего.

С течением времени инженеры нашли ещё решение демпфирования колебаний - фрикционы. Фрикционные диски поворачивались относительно друг друга с большим усилием и, таким образом, гасилась энергия колебаний. Большим недостатком фрикционов являлся их быстрый износ и изменение демпфирующих свойств в процессе эксплуатации, что требовало частой замены дисков и сказывалось на общей надежности автомобиля. Это и послужило толчком для поиска новых инженерных решений.

В первой четверти двадцатого века было найдено решение демпфирования колебаний гидравлическим методом. То есть энергия колебаний гасилась за счет перетекания специальной жидкости из одной емкости в другую через особые отверстия. Затем опыт эксплуатации выявил лучшую конфигурацию гидравлического амортизатора - телескопический демпфер. В настоящее время именно этот тип распространен более других в автомобилестроении, так как компактен, быстро охлаждается, лёгок, надежен.

Двухтрубные амортизаторы

Простое конструктивное решение - двухтрубный амортизатор представляет собой цилиндр, в котором находится меньший по объёму цилиндр. Внутри меньшего цилиндра, заполненного специальным маслом, движется поршень механически связанный с деталями подвески посредством штока. В большой (внешний) цилиндр поршнем вытесняется жидкость. Внешний цилиндр, по сути, представляет собой компенсационный объем для вытесненного масла. Сопротивление масла, проходящего через специально откалиброванные отверстия на дне меньшего (внутреннего) цилиндра и отверстия в поршне гасит большую часть колебаний, как при сжатии, так и при растяжении.

Эта компоновка является классической, проверенной временем и применялась во многих автомобильных платформах. Основным недостатком является ухудшение рабочих характеристик от перегрева, который в условиях интенсивной эксплуатации возникает очень быстро. Это можно проиллюстрировать простым примером - внедорожник, движущийся по проселочной дороге с большой скоростью. Количество колебаний, которое следует погасить, очень высоко - объем масла, пропускаемый через рабочие отверстия, растет, за счет трения температура жидкости увеличивается. Нагретое рабочее масло становится более текучим и теряет нужные компенсаторные свойства. Высокая температура во внешнем цилиндре и контактирующие воздух и рабочее масло способствуют образованию специфической эмульсии, которая ухудшает характеристики масла. И как следствие, способность амортизатора нормально работать. Конструктивные особенности двухтрубных амортизаторов накладывают ограничения на угол их установки, который составляет не более 45 градусов, что несет за собой ряд сложностей при проектировании и производстве автомобилей.

Комбинированные амортизаторы

Этот тип амортизаторов занимает промежуточное положение между однотрубными и двухтрубными. Комбинированный амортизатор берет надёжность и простоту конструкции от двухтрубника, а от газонаполненных амортизаторов - способность долго работать с интенсивными нагрузками. Конструкция подобна двухтрубному амортизатору, только внешний цилиндр не сообщается с атмосферным воздухом, а заполнен газом под небольшим (около 3 атм.) давлением, который предотвращает вспенивание рабочего масла.

Однотрубные амортизаторы

Название дает понять, что конструктивно амортизатор представляет собой лишь один цилиндр. Объем цилиндра компенсируется специальной камерой, заполненной газом и отделанной от рабочей жидкости мембраной. За счет особой конструкции поршня и мембраны происходит перераспределение давления, которое быстро гасит колебания, а так как стенки цилиндра одинарны - нет препятствий для быстрого теплообмена с окружающей средой. Это позволяет эксплуатировать однотрубные амортизаторы в широком диапазоне динамических нагрузок.

Однотрубники не накладывают ограничений на угол установки и дают конструкторам больше свободы в выборе варианта компоновки автомобиля. Это, зачастую, привлекает проектировщиков спортивных машин, так условия и интенсивность изменения нагрузок на элементы подвески крайне высоки. За счет того, что клапаны и отверстия у однотрубных амортизаторов расположены только на поршне, пропускная способность ограниченна и, как следствие, эффективность по сравнению с другими типами амортизаторов ниже. Также к недостаткам можно отнести малую прочность самого амортизатора. Достаточно попадания небольшого камня в стенку цилиндра, чтобы нарушить его работу. Регулируемые амортизаторы. Область применения с середины 20-го века дорогие седаны бизнес-класса, люксовые внедорожники. Позволяют менять характеристики работы амортизаторов по желанию водителя или заданному алгоритму.

Раньше настройки проводились механическим путем, сейчас за этим следит электроника, адаптируя жесткость амортизаторов к изменению скоростного режима, характера покрытия, стилю вождения.

Существует два типа регулируемых амортизаторов. Первый использует специальную рабочую жидкость с магнитными свойствами. Рабочие отверстия поршня оборудованы электромагнитами меняющими параметры протекающей через них жидкости, в зависимости от поступивших команд. Другой тип использует электромагнитные перепускные клапаны для изменения характеристик. Открывая и закрывая в заданной последовательности эти клапаны, электроника переключает режимы работы.